Конституционный суд РФ вынес постановление от 20.12.2018 № 46-П о признании не соответствующим Конституции РФ абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов

Конституционный суд РФ вынес постановление от 20.12.2018 № 46-П о признании не соответствующим Конституции РФ абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение обязывает собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме и установивших индивидуальные квартирные источники тепловой энергии вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Поводом для рассмотрения дела явились жалобы собственников помещений, установивших в своих помещениях газовые котлы и отключившиеся от центрального отопления.

Суд пришел к выводу, что предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов единый порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению для всех потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме не позволяет вносить плату за указанную коммунальную услугу лишь в части ее потребления в целях содержания общего имущества в таком доме. В результате – притом что в действующем правовом регулировании отсутствует специальный порядок исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды – с тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах, которые перешли в установленном порядке на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, взыскивается, вопреки статьям 35 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, плата не только за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но и за не поступающую непосредственно в их помещения тепловую энергию, что ставит этих лиц в худшее положение по сравнению с собственниками и пользователями остальных помещений в данном доме, отапливаемых только за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, а также ведет к нарушению принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

В связи с изложенным Конституционный Суд РФ указал следующее: Правительству РФ надлежит незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений - в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме - собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Минстроем России; судебные решения, вынесенные в отношении заявителей по настоящему делу и основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой это положение признано настоящим постановлением не соответствующим Конституции РФ, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке. Что же касается основанных на указанном нормативном положении судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, то данные решения - как неисполненные, так и исполненные частично - также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. При этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства; при пересмотре судебных решений, основанных на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, если такой пересмотр осуществляется до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего постановления, судам надлежит руководствоваться утвержденными Минстроем России методическими рекомендациями по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.

 

 

Опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 № 1572.

В документ внесены изменения по минимальному перечню услуг и работ по содержанию общего имущества (290 постановление) и правилам содержания общего имущества (491 постановление) - из данных пункотов убрали обязанность УК «уборка контейнерной площадки". Согласно уточнённым формулировкам обязанность теперь в следующем: "Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО". Полный текст: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812190031?index=0&rangeSize=1

 

Президиум Общественного совета Минстроя РФ рассмотрел паспорт нацпроекта «Жилье и городская среда» и вопросы профобразования в отрасли

18 декабря паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» представили на рассмотрение Президиума Общественного совета при Минстрое России. В мероприятии приняли участие Сергей Степашин, глава Минстроя России Владимир Якушев и заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Евгений Забарчук. Стоит отметить,что к данному моменту все субъекты РФ ознакомились с плановыми показателями паспорта нацпроекта. Были внесены предложения регионов по их достижению, и большая часть их касалась модернизации коммунальной инфраструктуры и стимулирования спроса на жилье. Также в числе приоритетных направлений уменьшение административных процедур и вопросы ценообразования. Дополнительно на заседании был рассмотрен кадровый вопрос. Для улучшения кадровой ситуации в отрасли было принято решение активизировать деятельность Координационной группы по вопросам профессионального образования, созданной в Минстрое России

Депутаты предложили установить административную ответственность за самовольные переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения в многоквартирном доме.

Как указано в пояснительной записке к ПФЗ, Действующая редакция статьи 7.21 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» КоАП РФ предусматривает административную ответственность только за самовольную перепланировку жилых помещений в МКД и только ответственность граждан. Таким образом, ответственность за самовольное переустройство, а также ответственность юридических и должностных лиц за эти же деяния не регламентируются. В случае одобрения законопроекта, штрафы для должностных лиц могут составить от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, для юридических лиц от сорока до пятидесяти тысяч рублей. ПФЗ №604253-7.

 

Приняты изменения в ЖК РФ по правовому регулированию отношений при капремонте в МКД

С 9 декабря 2018 года вступил в действие Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 434-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Документ зафиксировал внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации ряда изменений, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. В частности, закон уточняет, что в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счёт средств фонда капитального ремонта, входят ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений. В соответствии с документом также увеличивается количество квартир (с трёх до пяти) в домах, которые могут не включаться в региональную программу капитального ремонта. Кроме того, ФЗ уточняет порядок использования средств фонда капитального ремонта в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым из региональной программы капитального ремонта исключаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир, и в случае изъятия земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и, соответственно, изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме. Также корректируется порядок возврата региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в указанных случаях.