27 декабря Правительство РФ приняло федеральный закон от № 558-ФЗ, который регулирует переустройство и (или) перепланировку помещений в МКД.

Документ вводит новые определения. Так, термин "жилые помещения" заменяется на "помещения в многоквартирном доме". Таким образом, устанавливается единый порядок организации проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме. Кроме этого дополняется функционал органов государственного жилищного надзора. Теперь они будут заниматься и вопросами предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами порядка осуществления перепланировки (или) переустройства помещения в многоквартирном доме. Органы жилищного надзора наделяются полномочиями по проведению внеплановой проверки при получении информации о фактах нарушения требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме. Федеральным законом корректируется норма о праве должностных лиц органов государственного жилищного надзора (государственных жилищных инспекторов) и муниципального жилищного контроля (муниципальных жилищных инспекторов) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) данного органа о назначении проверки посещать помещения в многоквартирном доме и проводить его обследование. Для этого требуется согласие собственников обследуемых помещений, иных лиц, пользующихся помещениями в таком доме.

По определению ВС РФ ущерб от протечек кровли МКД должна возмещать УК

Если квартира и ее обстановка пострадали из-за протечки кровли, то ущерб должна возместить управляющая организация. Даже если кровля находится в аварийном состоянии, собственники помещений в МКД не приняли решения о капитальном ремонте. Такого определение Верховного Суда Российской Федерации, который рассматривал спор между "затопленным" жителем и управляющей компании. Хозяин квартиры с верхнего этажа еще и до инцидента жаловался на мокрый потолок, но однажды в оттепель капель превратилась в настоящий дождь. Оказалось, что во время холодов на крыше осталась наледь – ведь убирать её с рулонной кровли нельзя (п. 11.4 Свода правил СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения"), это опасно для самой кровли. УК отказалась компенсировать жителю стоимость ремонта. Причина: специальная комиссия установила, что протечка кровли обусловлена ее плохим состоянием; требуется капитальный ремонт, с полной заменой кровельного материала и утеплителя. Однако общее собрание собственников помещений МКД не приняли решения о проведении капитального ремонта и не выделили на это денег. Дело дошло до высшей инстанции, приняла сторону "пострадавшей" стороны. Основания: - крыша есть часть общего имущества МКД, которое должно содержаться так, чтобы МКД был надежен и безопасен, в том числе безопасен для жизни и здоровья граждан и сохранности их имущества (подп. "а" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила); - причем содержание общего имущества включает в себя его осмотр для скорого выявления дефектов и угроз, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации (подп. "з" п. 11 Правил); - согласно п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290, УК обязана проверять кровлю на отсутствие протечек; выявлять деформации и повреждения несущих кровельных конструкций; проверять и очищать кровлю от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, – и незамедлительно их устранять. В остальных случаях – разработка плана восстановительных работ (при необходимости), их проведение; Согласно материалам дела следует, жалобы о протечке крыши были проигнорированы, а последний текущий ремонт кровли был сделан за три года до драматического затопления; что касается капремонта – то, действительно, согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса, решиться на капремонт может только общее собрание собственников помещений. Однако из этого вовсе не следует, что если ОСС по этому вопросу не проводилось (или проводилось, но отказалось от ремонта), то дом теперь можно содержать кое-как. Напротив: действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками имущества в МКД решения о проведении тех или иных ремонтных работ. Поэтому непринятие решения не является препятствием для проведения неотложных, текущих работ, направленных на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества МКД, которые должны быть исполнены управляющей организацией независимо от решения общего собрания. В итоге решение первой инстанции было объявлено самым верным: УК возместит пострадавшему стоимость ремонта, судебные расходы, моральный вред и "потребительский" штраф.

 

Принят Федеральный закон от 25.12.2018 № 482-ФЗ "О внесении изменений в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации

Согласно документу теперь собственники помещений в многоквартирных домах, где предусмотрено непосредственное управление домом, освобождены от обязанности размещать в ГИС ЖКХ договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими дом организациями. С 25 декабря эта обязанность возложена на указанные выше организации. Также определено, что максимальное ограничение количества квартир, предоставляемых детям-сиротам и беспризорным в одном многоквартирном доме (не более 25 процентов от общего количества квартир), устанавливаемое региональным законодательством, не применяется в населенных пунктах с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также к многоквартирным домам, количество квартир в которых составляет менее десяти.

 

Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект, закрепляющий право жильцов многоквартирных домов платить за отопление в соответствии с показателями индивидуальных приборов учёта.

Изменение предполагается внести в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с действующей редакцией статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из ее объема, определяемого по показаниям приборов учета, отсутствует разделение значений общедомовых и индивидуальных приборов учета. Данная неопределенность позволяет в отдельных случаях не учитывать показания индивидуальных приборов учета. В целях исключения указанной неопределенности разработан законопроект, в соответствии с положениями которого уточнен порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, в соответствии с которым при наличии общедомового прибора учета и индивидуального прибора учета расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен осуществляться на основании указанных приборов учета.