24 ноября в Совете Федерации прошел круглый стол по вопросам совершенствования законодательной базы в сфере управления многоквартирными домами и ответственности управляющих организаций за оказываемые жилищно-коммунальные услуги в субъектах Российской Феде

В работе "круглого стола" приняли участие представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, экспертных организаций, средств массовой информации. В числе участников обсуждения - директор СРО НП "Гарантия" Лариса Борисенко.
Перед собравшимися выступили директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Елена Солнцева, заместитель директора Департамента экономического законодательства Министерства юстиции Российской Федерации Юлия Чорня, Министр ЖКХ Московской области Евгений Хромушин,  председатель координационного совета подмосковной Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Юлия Белехова. В обсуждении заявленных проблем приняли участие и главные госжилинспекторы субъектов Федерации: Московской области, Ярославля и Мурманска.
Цель мероприятия - обсудить актуальные вопросы и существующие проблемы в сфере управления многоквартирными домами, законодательного регулирования в данной сфере, а также возможности ужесточения требований к управляющим организациям и повышения эффективности лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.
Так, в Московской области в управлении управляющих организаций находится 88% многоквартирных домов. На данный момент это самая популярная форма управления. Участники определили основные проблемы в работе УК. В их числе - слабая материально-техническая база, недостаточный уровень квалификации персонала, неполноценное взаимодействие с жителями.
Также эксперты назвали основные затруднения, которые мешают реализации права собственника на выбор управляющей организации.  Это низкая активность жителей, проблема своевременного оповещения собственников, слабое знание норм законодательства (что ведет к нарушениям порядка оформления протоколов собраний), отсутствие у инициаторов актуальных сведений обо всех собственниках помещений в доме. Жителям не интересен процесс управления, они в большей части пассивны даже при выборе УК.
В ходе дискуссии был озвучен еще один немаловажный аспект, который снижает значимость общих собраний в глазах жителей. Инициатором мероприятия может стать любой собственник - даже имеющий  признанную судом задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. В итоге собрания, вместо того, чтобы решать актуальные вопросы, становятся инструментом лоббирования корыстных интересов недобросовестных граждан.
По итогам круглого стола участниками была составлены предложения, которые будут доведены до Правительства РФ:
- законодательно ограничить право участия и инициирования ОСС лицам, имеющим просуженную задолженность по оплате ЖКУ;
- разработать методику проведения ОСС посредством электронного голосования с использованием ГИС ЖКХ без проведения предварительного очного собрания;
- ограничить срок действия лицензии УК с реестром МКД на пять лет, срок действия лицензии управляющей организации без внесённых многоквартирных домов в реестр - 6 месяц;
- законодательно закрепить возможность пролонгации срока полномочий советов МКД решением общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
- проработать вопросы о дополнении лицензионных требований для лицензиатов, осуществляющих деятельность по управлению МКД, в том числе требованиями к материально-технической базе для выполнения работ по управлении и эксплуатации МКД, а также к квалификации штата работников;
- законодательно урегулировать порядок приостановления деятельности лицензии и организации временного управления МКД при остановлен из-за или прекращении деятельности лицензии;
- дополнить полномочия лицензионной комиссии полномочием по аннулированию лицензии во внесудебном порядке за нарушения, влекущие возникновения угрозе жизни и здоровью граждан и(или) применению вреда жизни и здоровью граждан;
- законодательно исключить возможность государственной регистрации на территории субъекта РФ организаций с одинаковыми названиями.