6 февраля 2020 года принят Федеральный закон № 13-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"

Документ дополняет Жилищный кодекс РФ положениями, предусматривающими, что взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о признании населенного пункта закрывающимся.

При этом средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капремонт за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги или выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом МКД

В прошедшем году Верховный суд РФ при рассмотрении дел, связанных с деятельностью по управлению многоквартирными домами, принял ряд практикообразующих решений.

Напомним некоторые из них.

Так, согласно определению ВС РФ от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578 владелец помещения в подвале обязан оплатить тепло, которое поступает от магистрального трубопровода, проходящего через помещение. Довод о том, что собственник не просил о теплоснабжении, не поможет.

Суд установил следующее: как следует из представленной в материалы дела проектной документации по отопительно-вентиляционной системе многоквартирных домов... отопление помещения подвала предусмотрено от магистральных трубопроводов системы отопления жилой части здания, прокладываемых над полом подвала.

         Фактически отопление осуществляется способом, предусмотренным проектной документацией, и при этом в помещениях поддерживается температура воздуха выше нормативной... При таких обстоятельствах отказ собственника спорных помещений, входящих в тепловой контур многоквартирного дома, от оплаты услуги по отоплению не допускается.

В прошлом году Верховный суд неоднократно вставал на сторону управляющих организаций, которые добивались оплаты услуг от публичных собственников. Одновременно суд защитил интересы граждан-нанимателей.

 Первая ситуация: плата за содержание жилья, установленная в договоре управления МКД, больше платы по договору найма.

Образовавшуюся разницу обязан возместить управляющей организации госорган или иной публичный собственник квартиры, а не наниматель. То, что договор между публичным собственником и управляющей компанией не заключен, не имеет значения.

 Возложение на нанимателей обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения в размере, превышающем установленный органом местного самоуправления размер этой платы, не допускается.

Отсутствие договорных отношений между обществом и наймодателем по вопросу внесения разницы, образующейся в случае установления договором управления платы, превышающей плату, предусмотренную для нанимателей жилых помещений, не является основанием для возложения таких расходов на нанимателей либо для отказа в иске. (Определение ВС РФ от 12.08.2019 N 309-ЭС19-365).

Вторая ситуация: в государственной или муниципальной квартире нет счетчиков.

Управляющая организация вправе взыскать с публичного собственника доплату в связи с применением повышающего коэффициента. Ведь именно собственник, а не гражданин-наниматель обязан установить приборы учета.

Поскольку законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в МКД на его собственника, а учреждение, как представитель собственника спорных жилых помещений, не ссылалось на отсутствие технической возможности установки ИПУ ХВС в этих помещениях, у судов апелляционной инстанции и округа отсутствовали основания для освобождения собственника от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием ИПУ в принадлежащих ему помещениях. (Определение ВС РФ от 18.07.2019 N 307-ЭС19-6275).

         Определением ВС РФ от 05.07.2019 N 307-ЭС19-2677 установлено, что в договоре управления МКД может быть предусмотрена регулярная индексация размера платы за содержание и ремонт жилья. В этом случае для ее повышения не нужно каждый раз получать одобрение общего собрания. Претензии контрольных органов об обратном необоснованны.

Управляющая компания не обязана возвращать жильцам перечисленные ими деньги, если она обслуживала дом на основании договора, но сведения о доме не были включены в реестр лицензий субъекта РФ.

Право на взимание платы также не связано с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, а вытекает из условий договора управления (при наличии четко выраженной воли собственников на заключение договора с управляющей компанией, которая фактически предоставляла им коммунальные услуги). (Определение ВС РФ от 24.12.2019 N 302-ЭС19-17595).

 

Верховный Суд РФ разъяснил процесс аннулирования лицензий, если в управлении у УК нет домов.

Верховный Суд РФ разъяснил процесс аннулирования лицензий, если в управлении у УК нет домов. 

Статья 199 Жилищного кодекса РФ содержит следующее положение про аннулирование лицензии:
«Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является... отсутствие в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат».

Именно эта норма стала основанием лишения лицензии  управляющей  организации из Саратова в первой инстанции. Однако Верховный Суд РФ отменил это решение, указав, что аннулирование лицензии на основании ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса РФ допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о МКД из реестра лицензий, в результате чего в реестре отсутствуют в течение 6 месяцев сведения о домах, которыми управляет организация. 
Часть 2 ст. 199 Жилищного кодекса в совокупности с положениями раздела X кодекса в целом, не позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие деятельности по управлению  домами в период более 6 месяцев, то есть нереализация права на управление МКД, и не внесение в связи с этим сведений о домах, находящихся в управлении, в реестр лицензий, является противоправным и влечет применение административно-правовой санкции в виде аннулирования лицензии.

Верховный Суд РФ придерживался такой позиции и ранее (определения от 30.07.2019 № 301-ЭС19-11302, от 13.09.2019 № 301-ЭС19-14771). После принятия такого полноценного определения есть надежда, что практика нижестоящих судов придет к единообразию.

Проект Федерального закона № 891841-7 "О внесении изменений в статью 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты в связи с введением запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении платы за жилое помещение и к

Цель законопроекта - освобождение граждан от оплаты комиссий и иных вознаграждений кредитных организаций, операторов национальной платежной системы, платежных агентов при внесении платы за жилье и коммунальные услуги.
Положения законопроекта предусматривают внесение изменений в ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1, ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ, ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ, предполагающих запрет на взимание кредитными организациями, операторами национальной платежной системы, платежными агентами комиссионного вознаграждения при внесении платы за жилье и коммунальные услуги. Также законопроект предполагает дополнение ст. 154 ЖК РФ положением, согласно которому не допускается включение расходов на комиссионное вознаграждение кредитных организаций, операторов национальной платежной системы, платежных агентов в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги.